Подведены итоги 2021 года в развитии проекта СКИФ

Материал из srf-skif
Перейти к: навигация, поиск

29.12.2021

В пресс-центре «ТАСС-Сибирь» директор Института катализа СО РАН, академик РАН Валерий Бухтияров и директор ЦКП «СКИФ» Института катализа СО РАН, д.ф.-м.н. Евгений Левичев рассказали об основных результатах реализации проекта строительства Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» в 2021 году.

«Недавнее получение положительного заключения Главгосэкспертизы по проекту строительства СКИФ — важный результат этого года. Чтобы его достичь, много работали несколько коллективов. Это и генеральный проектировщик — АО «ЦПТИ» (входит в Топливную компанию «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом»), и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Институт катализа СО РАН и его филиал – ЦКП «СКИФ», Институт ядерной физики СО РАН и, конечно, руководство Новосибирской области», — подчеркнул Валерий Бухтияров.

Также академик РАН рассказал, что в результате экспертизы стоимость проекта была скорректирована. «Изначально она составляла 37,1 млрд рублей, сейчас мы вышли на сумму 43,8 млрд рублей в ценах второго квартала 2021 года. Совет по реализации Федеральной научно-технической программы развития синхротронно-нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры, в рамках которой строится СКИФ, поддержал пересмотр стоимости проекта и выделение дополнительного финансирования из средств программы», — отметил Валерий Бухтияров.

Теперь, по словам академика, в строительной части проекта предстоит решить две больших задачи: получить разрешение на строительство и заключить основной контракт с АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2». На данный момент на строительной площадке СКИФ выполняются подготовительные работы, которые должны завершиться в марте 2022 года. «Разрешение на строительство мы рассчитываем получить уже в грядущем январе», — сообщил директор Института катализа СО РАН.

Параллельно идет работа по изготовлению оборудования для ЦКП «СКИФ». Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН выступает единственным исполнителем комплекса работ по изготовлению, сборке, поставке и пусконаладке технологически сложного оборудования ускорительного комплекса.

«Условно наш комплекс можно разделить на две большие части: инжекционная часть (линейный ускоритель и бустерный синхротрон) и накопительное кольцо. Первая из них служит для приготовления пучка электронов с нужными параметрами, а вторая — для их использования. Сейчас произведена большая часть оборудования инжекционного комплекса. Что касается накопителя, то заканчивается проектирование и постепенно чертежи поступают в производственный цех, закупается необходимое оборудование и материалы», — рассказал Евгений Левичев.

Планируется, что в марте-апреле 2022 года будет собрана первая небольшая часть комплекса — электронная пушка, а также часть линейного ускорителя. В специальном радиационно-защищенном зале ученые рассчитывают получить первый электронный пучок проекта СКИФ. «Энергия пока будет небольшой — всего 20 МэВ, но это хорошее начало. Когда СКИФ будет построен, мы достигнем энергии в 150 раз больше — 3 ГэВ», — прокомментировал Евгений Левичев.

Также директор ЦКП «СКИФ» обозначил вектор развития проекта: «Предыдущие два года можно назвать временем проектирования, развертывания производства и стройки, сейчас акцент должен сместиться в сторону формирования коллектива СКИФ. В августе мы получили статус филиала Института катализа СО РАН, и сейчас в СКИФ работают около 100 человек, но этого мало. Чтобы поддерживать работу такого огромного сложного комплекса, в 2023-2024 году потребуется порядка 350 человек. Мы будет воспитывать их сами. Планируем брать студентов НГУ, НГТУ и других вузов и прикреплять их к лабораториям, которые выполняют работы по СКИФ».

Еще одна новость, которую сообщили спикеры, — в декабре 2021 года источник синхротронного излучения (СИ) «СКИФ» был принят в Лигу европейских источников синхротронного излучения (League of European Accelerator based-Photon Sources, LEAPS). В этой организации состоят все современные европейские источники СИ. ЦКП «СКИФ» рассчитывает обращаться к опыту коллег для решения собственных задач развития.